• Калинчев

«Ведь и Агния Барто человек, несомненно, способный – к сожалению, на все»

В словах Лидии Чуковской, конечно, есть житейская правда, но не истина. Если поэт любит, то он в этом весь и без сожаления, доходит до конца. А Барто любила не только писать стихи. Вообще она любила не стихи, а страну, людей в ней живущих, ее детей. И наверно, верила всем сердцем в те идеалы, которые провозглашало советская власть.

Так что не стоит смешивать это с личными отношениями Барто и Чуковского.

Родилась Агния Львовна в девичестве Воловая 17 февраля 1906 г. в Москве в интеллигентной еврейской семье. Ее обеспеченное детство ни чем не отличалось от тысяч других семейств московских буржуа. Детские праздники, с конфетами и фруктами, домашнее образование, музыка, пение, иностранные языки и т.п. Ее отец, ветеринар по профессии, большой поклонник искусства, видел дочь на балетной сцене. Читал дочери наизусть Крылова, учил грамоте по книгам Толстого. Много уделял внимания ее развитию, и вообще, играл заметную роль в ее жизни.

Когда, уже, закончив в середине 1920-х г. хореографическую студию, она работала в театре, именно он был против, чтобы дочь эмигрировала вместе с труппой.


После революции 1917 г. когда их привычный мир рухнул, и пришлось приспосабливаться к новой жизни, Агния, приписав себе год пошла работать в магазин «Одежды». Получала головы селедок, а это значит суп. Рифмовала она с детства, ее гимназические опыты в основном были связаны с «розовыми маркизами», чуть позже декадентская лирика. Ее горячей натуры хватало и на работу, и на хореографию и на сочинительство.

На одном из экзаменов, где она читала свои стихи под мелодии Шопена, на нее обратил внимание Луначарский, тогда Нарком Просвещения. Пригласил к себе в министерство, объяснял ей, что ее дело не танцы, а детская поэзия и выдал целый список литературы, который ей надо освоить.


Барто, это фамилия ее первого мужа, которую она не стала менять, была под впечатлением поэзии и личности Маяковского. Беседы с ним о роли поэзии в воспитании гражданина, о необходимости новой детской поэзии, о ее ритмическом, тематическом содержании, все это сформировало поэтессу, которая стала рупором советской детской поэзии.

Признание к ней пришло легко. Уже в конце 1920-х ее во всю публиковали.

Она регулярно выпускала сборники стихов. Она была самостоятельна в своих суждениях, порой может и не правильно прямолинейна и не имела привычку «прогибаться». В чем-то это ей помогло, в чем-то нет. Так она до конца дней хранила протокол одного заседания редколлегии. В те годы издаваемые стихи утверждали общим голосованием, большинством голосов. Так ее, одно из самых известных стихотворений не пропустили с формулировкой:

«Рифмы надо переменить, они трудны для детского стихотворения». Вот оно: «Уронили Мишку на пол,/Оторвали мишке лапу./Все равно его не брошу -/Потому что он хороший».

Она этого делать не стала, ну пожертвовала пару годиков, опубликовала позже. Чуковский, Маршак она в захлеб у них училась, но и не прощала им, если что-то ее задевало или не соответствовало ее правде. Секрет ее стихов прост. Она писала для детей на их языке.

Она посещала детские сады, летние лагеря, прислушивалась к детским разговорам во дворах, улицах.

Все это перерабатывалось в ней, в результате появлялись те стихи, которые близки и понятны каждому ребенку. Во время Великой отечественной войны, уехав за мужем в эвакуацию в Свердловск, она работала на радио для Москвы и Свердловска, ездила корреспондентом на фронт. Для написания стихов о подвиге детей, вставших вместо родителей за станки заводов, чтобы понять их, она пошла, работать в цеха, и освоила профессию токаря, сдав экзамен на квалификационный разряд.


Вся жизнь ее связана с Москвой, большая ее часть с квартирой в Лаврушинском переулке. Здесь же накануне победы, трагической случайностью погиб ее сын. Выплескивая свое горе, написана поэма «Звенигород», о детях, потерявших родителей во время войны. Это настолько было близко многим, что в результате родилась радиопередача «Ищу человека».

Почти что за 10 лет ее существования Барто смогла воссоединить около 1000 детей и их родителей. Это такие случаи, за которые ни власти, ни Красный крест не брались.

На основе воспоминаний, обрывочных фраз она разработала свою систему поиска. Как то она сказала фразу «У каждого человека бывают моменты, когда он делает больше чем может», смотря на ее жизнь, можно сказать это был ее лозунг!


Просмотров: 31

© 2018 Калинчев Сергей

  • Иконка facebook черного цвета
  • Vkontakte Social Иконка
  • Круглая иконка Twitter
  • Одноклассники Social Иконка
  • Круглая иконка Instagram черного цвета
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now