• Калинчев

Святослав Рихтер. Что оставлял за кулисами величайший музыкант 20 века.

Есть великие деятели культуры, а есть сама Культура. Святослав Рихтер был частью русской культуры и мировой музыкальной. «Этого ученика я ждал всю жизнь», скажет Нейгауз, когда в 1937 г. Рихтер приедет к нему поступать в Московскую консерваторию. Но Святослав не захочет учиться по устоявшимся правилам, учить то, что он считал ему не нужно, и он ушел. Преподавателям консерватории пришлось потрудиться, чтобы его вернуть.


Он родился 20 марта 1915 г. в Житомире. Его отец немец по крови, музыкант, выпускник Венской консерватории. Все силы отдавал на платные уроки, чтобы прокормить семью. Мать из дворянской семьи. Первые годы будущего музыканта выпали на революционные дни и гражданскую войну. Голод, страх быть убитыми. Он жил в большой семье материнской родни в Житомире. Несмотря на трудное время, его близкие смогли создать такую атмосферу, что Святослав ничего кроме счастливых воспоминаний о детстве не оставил.

По его собственным словам до 7 летнего возраста, до переезда в Одессу его не интересовала музыка. Живопись, вот что тогда его увлекло. В то время его воспитывала тетя Мэри, которую он называл мамой. Она была младшая сестра его матери, ей тогда было около 20 лет. Она рисовала ему сказки, устраивала праздники, играла с ним в театр. А за окном в это время менялись власти: красные, белые, зеленый и другие оттенки. Рихтер вспоминал, что как-то утром он смотрел, как Мэри причесывается, держа во рту шпильки. Вдруг что-то прожужжало около его уха и воткнулось в стену. Святослав ринулся смотреть что это. А Мэри исступленно закричала: «Не надо». Это была шальная пуля. Она еще дымилась.

Потом был переезд к отцу в Одессу, который преподавал в местной консерватории. В Одессе было три комнаты, гостиная с роялем, столовая и спальня. Рихтер спал с родителями. К отцу целыми днями ходили ученицы. Первые уроки музыки Святославу дал отец. Первый раз, когда его «ударила» музыка, было во время вечерних занятий отца. Он играл ноктюрн и Рихтер вспоминал, что что-то в нем шелохнулось, и он увидел, как распускаются цветы. Он мало выходил на улицу, больше время проводил за инструментом или смотрел в окно. Так же стремительно он влюбился и в оперу. На первом своем спектакле он разревелся после первого отделения, испугавшись, что продолжения не будет.


Другим сильным впечатлением детства были плакаты кинофильмов. Яркие, вызывающие, они поражали воображение Светика, как его называли родные. Первые, черно-белые ленты, которые он посмотрел, оставили чувство восторга на всю жизнь.

Там же в Одессе Рихтер начал и сочинять. Он помнил, как отец затыкал уши, когда он играл свои опусы, а мать говорила: «Пусть играет». Она его всегда защищала перед отцом, когда он вместо гамм играл произведения, когда проигрывал клавиры опер. С 15 лет он стал зарабатывать игрой на фортепьяно. Аккомпанировал в концертах, таперил в кино, ездил по клубам, работал во Дворце моряков и наконец, устроился в оперу. Где по словам самого Рихтера он воспитался. Он не аккомпанировал – он исполнял. Каждый его подход к роялю был концертом.

Даже спустя полвека, когда он был всемирно признанным гением, ничто не изменилось в нем. Одна знакомая их семьи рассказывала. Может, это было даже в его квартире на Бронной. Святослав готовил программу Листа. Он волнуясь пришел на кухню и предложил нам послушать. Мы пошли не сразу, так как Нина болела и хотела выпить чаю. Он заметно нервничал. Когда мы вошли в комнату, он еще неуверенно сказал: «Может ни чего и не получиться». Мы сели он стремительно как на сцене вышел к инструменту и заиграл. Тогда я думала, что ничего более прекрасного быть не может. Но когда спустя пару месяцев это же слушала в зале на концерте, то поняла что может.

Свой выбор стать именно пианистом он сделал в 17 лет. Гостил у родни в Житомире. В это время туда приехали с концертами Ойстрах и Топилин. Четвертая баллада Шопена, в исполнении Топилина, произвела на юношу такое впечатление, что определила его выбор. Так самоучкой и формировался будущий виртуоз. Он до приезда в Москву не получал музыкального образования.


Почему он поехал в Москву. Святослав Рихтер объяснял это тем, что уехал, спасаясь от военной службы. Ему было 22 года. Он до этого ни когда не был в столице. С картой, пешком по Садовому кольцу шел от Киевского вокзала до Самотеки. Там его приютили знакомые, где он вместе с ними жил в коммуналке.

Когда он пришел на Чкаловскую к Нейгаузу, тот поначалу отнесся насторожено. Прослушать молодого человека из Одессы попросила его студентка. И на вопрос, что он заканчивал, услышав ответ: «Нет, он нигде не учился», был озадачен. Ему было просто любопытно посмотреть на смельчака без образования, желающего учиться в консерватории. Когда же высокий, худощавый юноша, светловолосый, синеглазый, с живым привлекательным лицом сел перед ним за инструмент, положил на клавиши большие, нервные, мягкие руки и заиграл, его сразу же захватила его музыка. Он играл, играл и свои произведения и никто не хотел, чтобы это прекращалось.

А потом он играл на вступительном экзамене и один в приемной комиссии чуть даже не упал со стула, когда Рихтер эмоционально начал финал. Во время учебы Рихтер не хотел учить общие дисциплины. За это его отстраняли, отчисляли. А он жил на своей волне. Играл и слушал музыку, ходил в театры, гулял с друзьями. Не смотря на то, что он был прописан в общежитии на Трифоновской, не далеко от Рижского вокзала, он там не жил. Он ночевал в квартирах друзей или своего учителя Нейгауза. Так протекли предвоенные годы.

С началом войны все изменилось. Он стал еще больше концертировать. Выступал в Москве, в других городах СССР. Играл в блокадном Ленинграде. Известность к нему пришла в 1945 г., после победы во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. С тех пор его звезда не закатывалась. Диплом консерватории он получил в 1947 г.


Его отец был арестован в Одессе накануне оккупации и расстрелян как немец, пособник фашизма. Мать вышла второй раз замуж и при освобождении Одессы от немецких войск они с мужем ушли вместе с ними. Сначала жили в лагерях в Румынии, Венгрии и наконец, обосновались в Германии. Рихтер с ней встретился только в 1960-х годах. Может быть поэтому, он находился под наблюдением спецслужб. Но он относился к этому легко, можно сказать играючи. Порой подтрунивая над сотрудниками КГБ, следившими за ним. Он любил когда ехал в троллейбусе и заметив слежку спросить у приставленного к нему сотрудника: «Вы сейчас выходите?» И услышав ответ: «Да». Сказать: «А, я нет». Он стал самым известным пианистом 20 века.

Его публика боготворила не только на Родине в Советском союзе, но и во всем мире. Невозможно перечислить всех титулов и наград, которые у него есть. Помимо концертной деятельности он организатор ряда фестивалей, которые собирают звезд классической музыки, и по сей день. В Москве в музее им. Пушкина ежегодно проходят «Декабрьские вечера». Последние годы он жил в Париже. Его последний концерт был в 1995 г. Незадолго до смерти в июле 1997 г. он вернулся в Россию.


Святослав Рихтер. Фредрик Шопен - "Революцтонный" этюд (оп. 10, №12)



Просмотров: 18Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все

Дилетант