• Калинчев

Клавдия Шульженко. Она не пела чужих песен.

Она пела только свои. Перебирая десятки, сотни, она отбирала, то, что знала, во что верила, во что вкладывала свой голос и душу. Стихи отбирала лично, подвергая высокому критерию своего вкуса. Она понимала, что массовая песня это в первую очередь слова, которые должны лечь на душу человеку, а во вторую это простая узнаваемая мелодия.


Поэтому когда во второй половине 1920-х годов появился ее первый шлягер «Кирпичики», песня о кирпичном заводе, она била точно в цель. Мелодия заезженного вальса, которая крутилась в головах каждого со словами, которые были понятны каждому рабочему и работнице городской окраины, не могла не полюбиться. Клавдия шульженко родилась 24 марта 1906 г. в Харькове. В семье простого служащего. Ее отец был музыкален, но не видел перспектив для творческой карьеры своей дочери. Да и в гимназии любимым предметом была не музыка, а словесность. В детстве она хотела быть актрисой, но только драматической, а не певицей. Во дворе дома устраивали сцену и играли спектакли, в которых Клавдия всегда не только играла, но и пела. Отец, как-то возвращаясь вечером с работы, домой стал невольным свидетелем такого представления. Он увидел дарование дочки и для развития ее таланта определил к профессору харьковской консерватории.

В 17 лет, через год после окончания гимназии она решилась поступить в театр. И может быть, любимой всей страной певицы Клавдии Шульженко и не было бы, если бы в тот день, когда она ехала впервые на прослушивание в театр, она была одна, а не с подругой. Искать извозчика в своей Москалевке, так назывался харьковский район, в котором жила семья Шульженко, было не просто. Подруги нашли его в конце улицы Владимирской, на которой и жила Клава. По дороге она пару раз пыталась остановится и сойти, но решительность ее компаньонки не дала ей этого сделать. Впервые, подойдя к служебному входу театра, она увидела надпись - «Вход для г.г. артистов. Посторонних просят, не беспокоятся». Клава решительно толкнула дверь. Та не открывалась. Потом еще толкнула. Еще. Дверь не поддавалась. «На себя, дура!» - закричала подруга. Так Шульженко в первый раз вошла в театр не как зритель.


Когда они с подружкой, проплутав по закулисью выскочили на сцену, к тому же в разгар репетиции запал ее товарки исчез. Клавдии пришлось одной объясняться со знаменитым режиссёром Синельниковым, что и почему они тут. На вопрос, что она умеет. Шульженко ответила уверено – «Все. Могу петь, танцевать, могу декламировать». Все присутствующие заулыбались. «Хорошо» - сказал мэтр: «Спойте нам. Кстати как Вас зовут?» - «Клава. Клавдия Ивановна Шульженко». - «Прекрасно. Дуня, помогите Клавдии Ивановне». Пока Шульженко перебирала глазами актрис, стоящих на сцене в поисках Дуни, рояль зазвучал. Она обернулась и увидела сидящего за инструментом молодого человека, с уже появляющимися залысинами. Клавдия опасливо подошла к нему и запела. Пианист с лету поймал мелодию и так легко и не принуждённо ее вел, что песня лилась сама собой. Все в зале смотрели на мэтра, не в силах предсказать его реакцию. А он попросил ее исполнить еще и еще. Она была принята в труппу, что нельзя сказать о ее подруге.

Репетиция была назначена на следующий день. Только потом она узнала, что Дуней называли все близкие знакомые Исаака Дунаевского. Позже он написал для нее несколько песен. А пока она играла маленькие роли. Выступала в клубах, в летнем театре, в дивертисментах после окончания спектаклей, в те годы это было обязательным для любого артиста. Продолжала брать уроки пения и танца. Через пару лет ей уже стало мало исполнять песенки в чужих спектаклях. А тут как раз к ней в театр пришел молодой человек и представившись поэтом, предложил несколько песен. Сольный репертуар, среди песен которого были и «Кирпичики» принес Клавдии Шульженко городскую славу.

С этим репертуаром она приехала в Ленинград, где так же покорила всех. Она легко переходила от легкой романтики к гражданской поэтике. Она подчиняла себе зал, который ей аплодировал и не хотел отпускать со сцены. Она начала выступать в кинотеатрах, перед началами сеансов. В то время это была распространённая практика, когда перед фильмами были не большие концерты. Но через какое-то время, публика стала ходить не на фильмы, а на выступления Шульженко. Ее пригласили в мюзик-холл, и она стала актрисой Ленинградской эстрады. Она была настолько популярна, что специально для нее в 1940-м году был организован джаз-оркестр, с которым она начала ездить по гастролям.


С первых дней Великой отечественной войны Шульженко и весь ее оркестр записались в ряды Красной Армии. Они ездили по передовым, госпиталям и только в первый год войны дали 500 концертов! Шульженка не боялась выступать в окопах, во время авианалетов. Она пела в блокадном Ленинграде, на Дороге жизни, во время вражеских атак. Порой под огнем она и ее артисты добирались до места выступления. Автобус их концертной бригады был весь изрешечен пулями и осколками. Она не жаловалась. Но среди ее музыкантов были и умершие от голода. Но несмотря ни на что она не прекращала выступать. Тогда в разгар боев в ее репертуар и вошла легендарная песня – «Синий платочек». Шульженко ее знала еще до войны. Мелодичный вальс с банально лирическим текстом. Но тут в 1942 г. как-то после выступление перед бойцами, к ней подошел молодой и красивый корреспондент с двумя кубиками в петлицах. «Лейтенант Михаил Максимов. Корреспондент» - отрапортовал он. И сказал , что написал песню, Долго пытался, а накануне за вечер написал на известный мотив – «синий платочек». И он отдал Шульженко тетрадный листок со словами. Она в тот же день, после одной репетиции исполнила ее перед солдатами. С тех пор не было ни одного концерта, где бы ни исполнялась эта песня – «за них – таких желанных, любимых родных. Строчит пулеметчик за синий платочек». Эта песня рассказывала, напоминала солдатам и офицерам за что они воевали, за что умирали.


После войны и до конца 1970-х годов она не прекращала свою концертную деятельность. Последнюю пластинку она записала в 1980-м году. С ее славой ни кто не мог сравниться. Еще с войны она стала очень тщательно выбирать песни для своего репертуара. Она делила песни не на плохие и хорошие, а на свои не свои. Ее слова: «я слышу как эта песня может прозвучать в чьем-то исполнении…Только не в моем. Мы с ней чужие друг к другу». Песни в ее исполнении приобретала новые грани, она не просто их пела, переживая, но и играла их создавая каждой песней поэтический образ. Ее руки всегда были участниками исполнения, так же как и мимика. Шульженко оказала влияние на все звезды советской эстрады от Кристалинской до Пугачевой. В Москве с ней связаны районы Пресни и Аэропорт, где она жила. Умерла она в 1984 г. за полгода до этого записавшись в телевизионном фильме о себе «Вас приглашает Клавдия Шульженко».


Клавдия Шульженко "Что такое любовь" ( Музыка - А. Долуханян, слова - М. Лисянский)



Просмотров: 12Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все

Дилетант