• Калинчев

Георгий Жженов. Жизнь наперекор судьбе.

Знаменитый артист. Около сотни фильмов, десятки ролей, полюбившихся всей стране. Театр, телевиденье, слава. Работа в Ленинграде, в Москве. Все как будто, так и должно было быть. Он с детства хотел быть артистом. После 7-го класса, вместо экзаменов в 8-й пошел и поступил в цирковое училище. Он начал выступать, был замечен киношниками, которые его пригласили в фильм «Ошибка героя». Это изменило его планы. Он начал сниматься, оставил цирковое училище и перешел в театральное. Его учителем стал известный режиссер Сергей Герасимов. После первого дебюта в кино Жженов снялся в нескольких картинах имевших успех. В том числе и в легендарном фильме «Чапаев».


Это были 1930-е годы. Георгию было чуть за 20. Он родился в 1915 г. в семье крестьян, перебравшихся в столицу, а тогда это был Санкт-Петербург. Они жили бедно на Васильевском острове, и чем труднее становилось жить, тем больше пил отец. Вся тяжесть воспитания ложилась на мать. Семья у них была большая. Помимо родных четверых братьев и сестер у Георгия были еще пятеро сводных. Он рос и взрослел на улице. Арочные подворотни Васильевского острова, серые булыжные мостовые, песни на угарные есенинские стихи, папиросы и алкоголь, мечты о моряцкой романтике, запахи, памятников, бульваров и кораблей, все это было его детством и юностью. Он впитал это в себя на всю жизнь. Через всю жизнь Георгий Жженов пронес воспоминания о том времени.

Он не любил пай-деток, потому что сам к ним не относился. Предпочитал бегать по улицам, кататься на трамвайной «колбасе» и конечно лазить по крышам и чердакам. А в 1920-е на чердаках можно было найти все что угодно от денег, оружия до людей и предметов искусства. В то время, люди, опасаясь обысков, сносили туда все, что так или иначе могло их скомпрометировать. Таким озорным и веселым был Георгий, когда впервые попал на киноплощадку, когда вкусил вина актерства. Но во второй половине 1930-х годов началась подниматься большая волна репрессий, и он попал в самую ее гущу. Сначала брат, был арестован, за то, что не ходил на похороны Кирова, а затем и сам Георгий, за случайное знакомство в поезде с американцем, когда в 1938 г. он ехал на съемки фильма «Комсомольск».


Этого было достаточно, чтобы причислить его к американским шпионам и осудить на пять лет. В силу своего характера он пытался бороться. Не признавал обвинения, писал письма Калинину и Сталину, но пытки, голод, издевательства сделали свое дело и он подписал Протокол. Он навсегда запомнил последний день в «Крестах» (тюрьма в Питере) перед отправкой по этапу. Тюрьма и так была забита битком, не справляясь с увеличивающимся потоком заключенных, а перед отправкой ему устроили чистый воды «Освенцем». Не специально ему. Всех, кто должен был отправиться в места заключения, согнали в одну камеру. Люди около суток стояли, не имея возможности, пошевелится, зажатые друг другом и упирающиеся в лица, затылки, плечи, и спины такого же бедолаги как ты. Кто не выдерживал, мочился под себя. Духота, грязь, вонь, пот. И под конец им еще и раздали баланду. Ведать, тюремная администрация должна была в своем журнале учета, указать факт кормления заключённых. Они в этом смраде передавали поднятыми над головами руками миски. Ставили их себе на головы, потому что теснота была такая, что невозможно было держать миску у лица.

Георгию Жженову повезло больше чем его брату, Георгий был отправлен на Колыму. Тогда как его брат в 1940-х годах умер от дистрофии в угольных шахтах Воркуты. Жженову продлевали срок и только весной 1945 г. его выпустили на свободу, но без права жить в крупных городах. Его мытарства длились до смерти Сталина. Он побывал во многих малых и средних городах Советского союза, играл во многих театрах, а в Норильске познакомился со Смоктуновским и понимая масштаб его таланта приложил не мало усилий, чтобы он попал в Москву и был замечен. Жженов был полностью реабилитирован в 1955г.



Тогда он смог вернуться в Ленинград и начал неистово работать, наверстывая украденное время. Он работал в театрах, снимался в кино. Только через десять лет к нему пришла известность. После комедии Рязанова «Берегись автомобиля». Потом были фильмы «Горячий снег», «Экипаж», его харизматический шпион Тульева и многие другие. Его образ внутренне доброго и честного человека со стальным характером во многом отвечал его личности. Он прошел через ад, но смог сохранить в себе душу, которая является единственно необходимым условием, чтобы тебя любил зритель. Он смог это сделать и за что получил всенародное признание и как артист и как человек.


Сцена награждения из фильма "Горячий снег"


Просмотров: 10Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все